Использование коррекционно-развивающих игр в работе учителя-логопеда по развитию фонематического слуха, дифференциации и автоматизации поставленных звуков


Использование коррекционно-развивающих игр в работе учителя-логопеда по развитию фонематического слуха, дифференциации и автоматизации поставленных звуков

Описание материала:   Дидактические игры на развитие фонематического слуха, дифференциацию и автоматизацию поставленных  звуков в словах, словосочетаниях и предложениях  разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
Актуальность:                                                                  
Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременная коррекция недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация и  автоматизация поставленных  звуков в словах, словосочетаниях и предложениях

Задачи:
1. Организовать индивидуальную работу с обучающимися имеющих нарушение звукопроизношения;
2. Активизация всех компонентов речевой деятельности.
3. Развивать словарный запас, грамматический строй речи, зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременная коррекция недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Развитие фонематического слуха, дифференциация и автоматизация звуков проводятся в игровой форме, используя наглядный материал.
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок, шнуровок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов присоединяются при помощи скрепок предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый или дифференцируемый звук. Для развития фонематического слуха ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками. В каждой игре можно автоматизировать и дифференцировать любые поставленные звуки, просто меняя картинки, которые крепятся на скрепки. Картинки с разными звуками распределены в отдельные подписанные папки.  В играх может проводиться автоматизация звуков : [р], [р'],[л], [л'],[ж],[ш],[ч'],[щ'],[ц],[д],[д'],[т], [т'] и дифференциация звуков: [р]/[л];[р']/[л'];[р]/[р'];[л]/[л'];[ж]/[ш];[з]/[с];[ц]/[с];[з]/[з'];[с]/[с'];[ж]/[з];[ш]/[с], [ч]/[щ], [д]/[т].
Каждая дидактическая игра помещается в файл и хранится в папке игр по «Автоматизации и дифференциации поставленных звуков».
За счет этого материала повысится эффективность логопедической работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков за счет повышения занимательности индивидуальных занятий.

Игра «Поймай рыбку»
1 вариант игры:
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, автоматизация звука  [р], развитие мышления.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р] и другие картинки,3 аквариума.
Ход игры:
1.  Послушать и отгадать загадку:
          В море плавает, в реке,
          С плавниками в чешуе.
          Она ни с кем не говорит,
          Пузырьки пускает и молчит.
                                               (Рыба)
2. К нам на занятие приплыли рыбки, при помощи удочки нужно поймать рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р], четко проговорить каждое слово.
3. Распределить рыб по аквариумам ( в 1 аквариуме будут плавать рыбки, в названиях  картинок которых звук [р] находится в начале слова, во 2 аквариуме рыбки, в названиях которых звук в середине слова, в 3 аквариуме- в конце слова).
2 вариант игры:
Цель игры: развитие фонематического слуха, слогового анализа, дифференциация звуков [ р] /[л], развитие мышления.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р] и  [л], 2 аквариума.
Ход игры:
1.  Послушать и отгадать загадку:
          В море плавает, в реке,
          С плавниками в чешуе.
          Она ни с кем не говорит,
          Пузырьки пускает и молчит.
                                               (Рыба)
2. К нам на занятие приплыли рыбки, при помощи удочки нужно поймать рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] или [л], четко проговорить каждое слово.
3.  Распределить рыб по аквариумам, в 1 аквариум –рыбки со звуком [р], во 2-й рыбки со звуком [л].
4. Назвать картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками.
Игра «Собери овец»
1 вариант игры:
Цель игры: развитие фонематического слуха, учить согласовывать числительные с существительными , автоматизация звука  [л], развитие мышления.
Оборудование: картинка с изображением поля, контурное изображение овечек  с картинками, в названии которых есть звук [л] и другие картинки, дедушка Шершуля и баба Капа.
Ход игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
Круглый год — зимой и летом
В шубы дамочки одеты,
Шерсть закручена в колечки.
Кто в каракуле?
                                   (Овечка)

2. К нам на занятие пришли овечки. Дедушке Шершуле и бабе Капе нужно собрать овец с изображением предметов, в названии которых есть звук [л], четко проговорить каждое слово.
3. Посчитать сколько овечек получилось. Выбрать любые 3  овечки и почить до 6.

2 вариант игры:
            Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, развитие памяти, мышления, дифференциация звуков  [л]/[л'].
Оборудование: картинка с изображением поля, контурное изображение овечек  с картинками, в названии которых есть звук [л],[л'], дедушка Шершуля и баба Капа.
Ход игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
    Круглый год — зимой и летом
    В шубы дамочки одеты,
    Шерсть закручена в колечки.
    Кто в каракуле?
                                   (Овечка)
2. К на занятие пришли овечки.Дедушке Шершуле и бабе Капе нужно собрать овец, Капе – в названиях, которых есть звук [л], Шершуле – в названиях которых есть звук [л'] , четко проговорить каждое слово.
3. Нужно запомнить картинки на овечках у дедушки Шершули и назвать их по памяти.
4. Сделать звуковой анализ любого слова, использую фишки синего, зеленого и красного цвета.
Игра «Поиграй с клоунами»
Цель игры: развитие фонематического слуха, слогового анализа, грамматического строя речи, мелкой моторики, дифференциация звуков  [с]/[ш].
Оборудование: картинки с изображением клоунов , контурное изображение шаров, в названиях которых есть звуки [с],[ш],шнуровка.
Ход игры:
1.  Послушать и отгадать загадку:
В цирке выступает он:
Красный нос, кудряшки.
Все над ним всегда смеются,
Ну а он не плачет.
                                 (Клоун)
2. На занятие пришло 2 клоуна, они хотят показать представление с шарами, нужно первому клоуну отобрать шары в названиях которых есть звук [с] и соединить их шнуровкой, второму отобрать шары в названиях которых есть звук [ш] и тоже соединить их шнуровкой , четко проговорить каждое слово.
3. Скажи, про какие предметы можно сказать мой , моя, мои.
3. Раздели на слоги 5 любых слова, отстукивая  ладонью по столу каждое слово.

Игра « Найди домик»
1 вариант игры
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи,  автоматизация звука [з].
Оборудование: картинки с изображением домов, картинки со звуком [з]  другие картинки.
Ход игры:
1.В домики надо поселить картинки в названиях, которых есть звук [з], определяя место звука в слове, четко проговорить каждое слово.
2. Составить предложение из слов, которые находятся на втором этаже.
2 вариант игры              
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи, дифференциация звуков  [ж]/[з].
Оборудование: картинки с изображением домов, картинки со звуком [з], [ж].
Ход игры:
1. В первый домик  надо поселить картинки в названиях, которых есть звук [ж], во второй домик надо поселить картинки, в названиях которых есть звук [з], определяя место звука в слове, четко проговорить каждое слово.
2. Составить предложение из слов, которые находятся на первом этаже.
3 вариант игры  
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи, дифференциация звуков  [с]/[с'].
Оборудование: картинки с изображением синего и зеленого домов, картинки со звуком [с], [с'].
Ход игры:
1. В домик синего цвета  надо поселить картинки в названиях, которых есть звук [с], в домик  зеленого цвета  надо поселить картинки, в названиях которых есть звук [с'], определяя место звука в слове, четко проговорить каждое слово.
2. Составить предложение из слов, которые находятся на третьем этаже.
Игра « Угости зайку»
Цель игры: развитие фонематического слуха, мышления,  звукового анализа, грамматического строя речи, автоматизация звука  '].
Оборудование: картинка с изображением зайца,  3 корзинки, контурное изображение  капусты с картинками, в названии которых есть звук [ч'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
                                   (Заяц)

2. К нам на занятие пришел зайка, нужно угостить зайца капустой, в названии которой есть звук [ч']. Четко проговорить каждое слово.
3.  Разложить капусту по корзинкам , определяя место звука в слове, в первую корзинку картинки в названиях которых звук находится в начале слова, во вторую-в середине слова, в третью- в конце слова.
4. Назвать все предметы ласково.

Игра « Разложи груз»

Цель игры: развитие фонематического слуха, слогового анализа, грамматического строя речи, автоматизация звука  '].
Оборудование: картинки с изображением грузовиков, картинки, в названиях которых есть звук [щ'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Грузовики повезут груз по разным магазинам, вам нужно выбрать те предметы, в названиях которых есть звук [щ'] и распределить по грузовикам, в первом грузовике поедут картинки в названиях которых 1 слог, во втором –в названиях которых 2 слога, в третьем- в названиях которых 3 слога. Четко проговорить каждое слово.
2. Образовать имена прилагательные от имени существительного.

Игра « Собери букву»
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи, автоматизация звука  [ш].
Оборудование: картинка с изображением буквы,  картинки, в названиях которых есть звук [ш] и другие картинки.
Ход игры:
1. Нужно заполнить букву картинками в названиях, которых есть звук [ш], четко проговорить каждое слово. 
2. Сделать звуковой анализ любого слова, используя фишки синего, зеленого, красного цвета.
3. Придумать интересные предложения с данными картинками.
Эту игру можно использовать с любым автоматизируемым звуком.

Игра « Забей мяч в ворота»
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, словарного запаса , автоматизация звука  '].
Оборудование: картинка с изображением рысенка,  картинки мячей , в названиях которых есть звук [р'] и другие картинки, ворота.
Ход игры:
1.Рысенку нужно забить мячи в ворота в названиях которых есть звук [р'].
2. Назвать, одним словом все эти слова. Четко проговаривая каждое слово.
3. Определить место звука в слове.
Эту игру можно использовать на автоматизацию  других звуков и других героев мультфильмов. На автоматизацию звука  [ш]- Шапокляк, [с] – Слоник, [ л]- Лосяш.

Игра « Солнышко»
 1 вариант
Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти,  звукового анализа, мелкой моторики, автоматизация звука  [л].
Оборудование: картинка с изображением солнца, прищепки  с картинками, в названиях которых есть звук [л] и другие картинки.
Ход игры:
1. Нужно помочь солнышку ярче светить и греть, надо выбрать лучики в названиях, которых есть звук [л], четко поговорить каждое слово.
2. Определить место звука в слове.
3 .Я уберу один лучик, а ты посмотри внимательно и скажи, чего не стало.
2  вариант
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, мелкой моторики, дифференциация звуков [р]/ [л].
Оборудование:  2 картинки с изображением солнца, прищепки  с картинками, в названиях которых есть звук  [ р]и [л].
Ход игры:
1. Нужно помочь солнышкам ярче светить и греть, надо выбрать лучики в названиях, которых есть звук [р] и присоединить к первому солнышку, ко второму солнышку –прищепки в названиях которых есть звук [л]. Четко поговорить каждое слово.
2. Определить место звука в слове.
Игра «Снежинка и травинка»
Цель игры: развитие фонематического слуха, слогового анализа, мелкой моторики, памяти, дифференциация звуков [д]/ [д'].
Оборудование:  картинка с изображением девочки – Снежинки, зеленой травки , прищепки  с картинками, в названиях которых есть звуки  [д] и [д'].
Ход игры:
1.Девочке Снежинке нужно присоединить прищепки- картинки в названиях, которых  есть звук [д], зеленой травке – прищепки-картинки, в названиях которых есть звук [д']. Четко проговорить каждый звук.
2. Прохлопать количество слогов в 6 любых словах.
3. Послушать 5 любых слова , запомнить их и повторить без ошибок.
Игра « Голодный мышонок»
Цель игры: развитие фонематического слуха, слогового анализа, грамматического строя речи, автоматизация звука [л'].
Оборудование:  картинка с изображением мышонка, картинки сыра , в названиях которых есть звук [л'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Мышонок очень хочет есть, ему нужно выбрать тот сыр в названиях, которых есть звук [л']. Выбрать картинки, четко произнести автоматизируемый звук.
2. Прохлопать количество слогов.
3. Назвать много предметов.
4. Посчитать количество предметов , правильно согласовывая числительные с существительными.
Игра « Мишка видит сладкие сны»
Цель игры: развитие фонематического слуха, звукового анализа, автоматизация звука  [ч'], грамматического строя речи.
Оборудование: картинка с изображением медвежонка, контурное изображение облаков с картинками, в названии которых есть звук [ч'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Мишке снятся предметы в названиях, которых есть звук [ ч'], вам нужно найти облака с предметами, в названиях которых есть заданный звук, четко произнести эти слова.
2. Определить заданный звук в слове.
3. Составить интересные предложения про то, что снится мишке.
Игра « Цапля ловит лягушек»
Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти, слогового анализа, автоматизация звука  [ц].
Оборудование: картинка с изображением цапли, контурные изображения лягушек с картинками, в названии которых есть звук [ц] и другие картинки.
Ход игры:
1. Цапле в болоте надо поймать только тех лягушек, на которых есть предметные картинки звуком [ц]. Четко проговорить каждое слово.
2. Запомнить 5 лягушек, закрыть глаза и по памяти их назвать.
3. Отхлопать каждое слово по слогам.













Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логопедические сказки

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Приемы по выработке орфографической зоркости