Использование коррекционно-развивающих игр в работе учителя-логопеда по развитию фонематического слуха, дифференциации и автоматизации поставленных звуков
Использование
коррекционно-развивающих игр в работе учителя-логопеда по развитию
фонематического слуха, дифференциации и автоматизации поставленных звуков
Описание
материала: Дидактические
игры на развитие фонематического слуха, дифференциацию и автоматизацию
поставленных звуков в словах,
словосочетаниях и предложениях разработаны для детей с нарушением
звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам,
воспитателям, родителям в работе с детьми дошкольного и начального школьного
возраста.
Актуальность:
Преодоление нарушений звукопроизношения
имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения
могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как
память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения.
Своевременная коррекция недостатков
произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и
письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Цель: развитие
фонематического слуха, дифференциация и автоматизация поставленных звуков в словах, словосочетаниях и
предложениях
Задачи:
1. Организовать индивидуальную работу с
обучающимися имеющих нарушение звукопроизношения;
2. Активизация всех компонентов речевой
деятельности.
3. Развивать словарный запас,
грамматический строй речи, зрительное внимание, логическое мышление, память,
мелкую моторику.
Преодоление нарушений звукопроизношения
имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения
могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как
память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения.
Своевременная коррекция недостатков
произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и
письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Развитие фонематического слуха, дифференциация
и автоматизация звуков проводятся в игровой форме, используя наглядный
материал.
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок, шнуровок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов присоединяются при помощи скрепок предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый или дифференцируемый звук. Для развития фонематического слуха ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками. В каждой игре можно автоматизировать и дифференцировать любые поставленные звуки, просто меняя картинки, которые крепятся на скрепки. Картинки с разными звуками распределены в отдельные подписанные папки. В играх может проводиться автоматизация звуков : [р], [р'],[л], [л'],[ж],[ш],[ч'],[щ'],[ц],[д],[д'],[т], [т'] и дифференциация звуков: [р]/[л];[р']/[л'];[р]/[р'];[л]/[л'];[ж]/[ш];[з]/[с];[ц]/[с];[з]/[з'];[с]/[с'];[ж]/[з];[ш]/[с], [ч]/[щ], [д]/[т].
Каждая дидактическая игра помещается в файл и хранится в папке игр по «Автоматизации и дифференциации поставленных звуков».
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок, шнуровок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов присоединяются при помощи скрепок предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый или дифференцируемый звук. Для развития фонематического слуха ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками. В каждой игре можно автоматизировать и дифференцировать любые поставленные звуки, просто меняя картинки, которые крепятся на скрепки. Картинки с разными звуками распределены в отдельные подписанные папки. В играх может проводиться автоматизация звуков : [р], [р'],[л], [л'],[ж],[ш],[ч'],[щ'],[ц],[д],[д'],[т], [т'] и дифференциация звуков: [р]/[л];[р']/[л'];[р]/[р'];[л]/[л'];[ж]/[ш];[з]/[с];[ц]/[с];[з]/[з'];[с]/[с'];[ж]/[з];[ш]/[с], [ч]/[щ], [д]/[т].
Каждая дидактическая игра помещается в файл и хранится в папке игр по «Автоматизации и дифференциации поставленных звуков».
За счет этого материала повысится
эффективность логопедической работы по автоматизации и дифференциации
поставленных звуков за счет повышения занимательности индивидуальных занятий.
Игра «Поймай рыбку»
1 вариант игры:
Цель
игры: развитие
фонематического слуха, звукового анализа, автоматизация звука [р], развитие мышления.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р] и другие картинки,3 аквариума.
Ход игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р] и другие картинки,3 аквариума.
Ход игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.
(Рыба)
2. К нам на занятие приплыли рыбки, при помощи удочки нужно поймать рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р], четко проговорить каждое слово.
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.
(Рыба)
2. К нам на занятие приплыли рыбки, при помощи удочки нужно поймать рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р], четко проговорить каждое слово.
3. Распределить рыб по аквариумам ( в 1
аквариуме будут плавать рыбки, в названиях картинок которых звук [р] находится в начале
слова, во 2 аквариуме рыбки, в названиях которых звук в середине слова, в 3
аквариуме- в конце слова).
2 вариант игры:
Цель
игры: развитие
фонематического слуха, слогового анализа, дифференциация звуков [ р] /[л],
развитие мышления.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р] и [л], 2 аквариума.
Ход игры:
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р] и [л], 2 аквариума.
Ход игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.
(Рыба)
2. К нам на занятие приплыли рыбки, при помощи удочки нужно поймать рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] или [л], четко проговорить каждое слово.
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.
(Рыба)
2. К нам на занятие приплыли рыбки, при помощи удочки нужно поймать рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] или [л], четко проговорить каждое слово.
3.
Распределить рыб по аквариумам, в 1 аквариум –рыбки со звуком [р], во
2-й рыбки со звуком [л].
4. Назвать картинки по слогам, определяя
количество слогов хлопками.
Игра «Собери овец»
1
вариант игры:
Цель
игры: развитие
фонематического слуха, учить согласовывать числительные с существительными , автоматизация
звука [л], развитие мышления.
Оборудование: картинка с изображением поля, контурное изображение овечек с картинками, в названии которых есть звук [л] и другие картинки, дедушка Шершуля и баба Капа.
Оборудование: картинка с изображением поля, контурное изображение овечек с картинками, в названии которых есть звук [л] и другие картинки, дедушка Шершуля и баба Капа.
Ход
игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
1. Послушать и отгадать загадку:
Круглый год — зимой и летом
В шубы дамочки одеты,
Шерсть закручена в колечки.
Кто в каракуле?
В шубы дамочки одеты,
Шерсть закручена в колечки.
Кто в каракуле?
(Овечка)
2. К нам на занятие пришли овечки. Дедушке
Шершуле и бабе Капе нужно собрать овец с изображением предметов, в названии
которых есть звук [л], четко проговорить каждое слово.
3. Посчитать сколько овечек получилось.
Выбрать любые 3 овечки и почить до 6.
2 вариант игры:
Цель игры:
развитие фонематического слуха, звукового анализа, развитие памяти, мышления, дифференциация
звуков [л]/[л'].
Оборудование: картинка с изображением поля, контурное изображение овечек с картинками, в названии которых есть звук [л],[л'], дедушка Шершуля и баба Капа.
Оборудование: картинка с изображением поля, контурное изображение овечек с картинками, в названии которых есть звук [л],[л'], дедушка Шершуля и баба Капа.
Ход
игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
1. Послушать и отгадать загадку:
Круглый год — зимой и летом
В шубы дамочки одеты,
Шерсть закручена в колечки.
Кто в каракуле?
В шубы дамочки одеты,
Шерсть закручена в колечки.
Кто в каракуле?
(Овечка)
2. К на занятие пришли овечки.Дедушке Шершуле
и бабе Капе нужно собрать овец, Капе – в названиях, которых есть звук [л],
Шершуле – в названиях которых есть звук [л'] , четко проговорить каждое слово.
3. Нужно запомнить картинки на овечках у
дедушки Шершули и назвать их по памяти.
4. Сделать звуковой анализ любого слова,
использую фишки синего, зеленого и красного цвета.
Игра «Поиграй с клоунами»
Цель
игры: развитие
фонематического слуха, слогового анализа, грамматического строя речи, мелкой
моторики, дифференциация звуков [с]/[ш].
Оборудование: картинки с изображением клоунов , контурное изображение шаров, в названиях которых есть звуки [с],[ш],шнуровка.
Оборудование: картинки с изображением клоунов , контурное изображение шаров, в названиях которых есть звуки [с],[ш],шнуровка.
Ход
игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
1. Послушать и отгадать загадку:
В цирке выступает он:
Красный нос, кудряшки.
Все над ним всегда смеются,
Ну а он не плачет.
(Клоун)
Красный нос, кудряшки.
Все над ним всегда смеются,
Ну а он не плачет.
(Клоун)
2. На занятие пришло 2 клоуна, они хотят
показать представление с шарами, нужно первому клоуну отобрать шары в названиях
которых есть звук [с] и соединить их шнуровкой, второму
отобрать шары в названиях которых есть звук [ш] и тоже соединить их шнуровкой ,
четко проговорить каждое слово.
3. Скажи, про какие предметы можно
сказать мой , моя, мои.
3. Раздели на слоги 5 любых слова,
отстукивая ладонью по столу каждое
слово.
Игра « Найди домик»
1 вариант игры
Цель игры:
развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи, автоматизация звука [з].
Оборудование:
картинки с изображением домов, картинки со звуком [з] другие картинки.
Ход игры:
1.В домики надо поселить картинки в
названиях, которых есть звук [з], определяя место звука в слове, четко
проговорить каждое слово.
2. Составить предложение из слов, которые
находятся на втором этаже.
2 вариант игры
Цель игры:
развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи,
дифференциация звуков [ж]/[з].
Оборудование:
картинки с изображением домов, картинки со звуком [з], [ж].
Ход игры:
1. В первый домик надо поселить картинки в названиях, которых
есть звук [ж], во второй домик надо поселить картинки, в названиях которых есть
звук [з], определяя место звука в слове, четко проговорить каждое слово.
2. Составить предложение из слов, которые
находятся на первом этаже.
3 вариант игры
Цель игры:
развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи,
дифференциация звуков [с]/[с'].
Оборудование:
картинки с изображением синего и зеленого домов, картинки со звуком [с], [с'].
Ход игры:
1. В домик синего цвета надо поселить картинки в названиях, которых
есть звук [с], в домик зеленого цвета надо поселить картинки, в названиях которых
есть звук [с'],
определяя место звука в слове, четко проговорить каждое слово.
2. Составить предложение из слов,
которые находятся на третьем этаже.
Игра « Угости зайку»
Цель игры:
развитие фонематического слуха, мышления, звукового анализа, грамматического строя речи,
автоматизация звука [ч'].
Оборудование:
картинка с изображением зайца, 3
корзинки, контурное изображение капусты с
картинками, в названии которых есть звук [ч'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Послушать и отгадать загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц)
2. К нам на занятие пришел зайка, нужно
угостить зайца капустой, в названии которой есть звук [ч']. Четко проговорить каждое
слово.
3. Разложить капусту по корзинкам , определяя
место звука в слове, в первую корзинку картинки в названиях которых звук
находится в начале слова, во вторую-в середине слова, в третью- в конце слова.
4. Назвать все предметы ласково.
Игра « Разложи груз»
Цель игры:
развитие фонематического слуха, слогового анализа, грамматического строя речи,
автоматизация звука [щ'].
Оборудование:
картинки с изображением грузовиков, картинки, в названиях которых есть звук [щ']
и другие картинки.
Ход игры:
1. Грузовики повезут груз по разным
магазинам, вам нужно выбрать те предметы, в названиях которых есть звук [щ'] и
распределить по грузовикам, в первом грузовике поедут картинки в названиях
которых 1 слог, во втором –в названиях которых 2 слога, в третьем- в названиях
которых 3 слога. Четко проговорить каждое слово.
2. Образовать имена прилагательные от
имени существительного.
Игра « Собери букву»
Цель игры: развитие
фонематического слуха, звукового анализа, грамматического строя речи,
автоматизация звука [ш].
Оборудование: картинка
с изображением буквы, картинки, в названиях
которых есть звук [ш] и другие картинки.
Ход игры:
1. Нужно заполнить букву картинками в
названиях, которых есть звук [ш], четко проговорить каждое слово.
2. Сделать звуковой анализ любого слова,
используя фишки синего, зеленого, красного цвета.
3. Придумать интересные предложения с
данными картинками.
Эту игру можно использовать с любым
автоматизируемым звуком.
Игра « Забей мяч в ворота»
Цель игры: развитие
фонематического слуха, звукового анализа, словарного запаса , автоматизация
звука [р'].
Оборудование: картинка
с изображением рысенка, картинки мячей ,
в названиях которых есть звук [р'] и другие картинки,
ворота.
Ход игры:
1.Рысенку нужно забить мячи в ворота в
названиях которых есть звук [р'].
2. Назвать, одним словом все эти слова.
Четко проговаривая каждое слово.
3. Определить место звука в слове.
Эту игру можно использовать на
автоматизацию других звуков и других
героев мультфильмов. На автоматизацию звука
[ш]- Шапокляк, [с] – Слоник, [ л]- Лосяш.
Игра « Солнышко»
1 вариант
Цель игры: развитие
фонематического слуха, памяти, звукового
анализа, мелкой моторики, автоматизация звука
[л].
Оборудование: картинка
с изображением солнца, прищепки с картинками,
в названиях которых есть звук [л] и другие картинки.
Ход игры:
1. Нужно помочь солнышку ярче светить и
греть, надо выбрать лучики в названиях, которых есть звук [л], четко поговорить
каждое слово.
2. Определить место звука в слове.
3 .Я уберу один лучик, а ты посмотри
внимательно и скажи, чего не стало.
2 вариант
Цель игры: развитие
фонематического слуха, звукового анализа, мелкой моторики, дифференциация
звуков [р]/ [л].
Оборудование: 2 картинки с
изображением солнца, прищепки с
картинками, в названиях которых есть звук [ р]и [л].
Ход игры:
1. Нужно помочь солнышкам ярче светить и
греть, надо выбрать лучики в названиях, которых есть звук [р] и присоединить к
первому солнышку, ко второму солнышку –прищепки в названиях которых есть звук
[л]. Четко поговорить каждое слово.
2. Определить место звука в слове.
Игра «Снежинка и травинка»
Цель игры: развитие
фонематического слуха, слогового анализа, мелкой моторики, памяти,
дифференциация звуков [д]/ [д'].
Оборудование: картинка с изображением девочки – Снежинки,
зеленой травки , прищепки с картинками,
в названиях которых есть звуки [д] и [д'].
Ход игры:
1.Девочке Снежинке нужно присоединить
прищепки- картинки в названиях, которых
есть звук [д], зеленой травке – прищепки-картинки, в названиях которых
есть звук [д'].
Четко проговорить каждый звук.
2. Прохлопать количество слогов в 6
любых словах.
3. Послушать 5 любых слова , запомнить
их и повторить без ошибок.
Игра
« Голодный мышонок»
Цель игры: развитие
фонематического слуха, слогового анализа, грамматического строя речи,
автоматизация звука [л'].
Оборудование: картинка с изображением мышонка, картинки сыра
, в названиях которых есть звук [л'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Мышонок очень хочет есть, ему нужно
выбрать тот сыр в названиях, которых есть звук [л']. Выбрать
картинки, четко произнести автоматизируемый звук.
2. Прохлопать количество слогов.
3. Назвать много предметов.
4. Посчитать количество предметов ,
правильно согласовывая числительные с существительными.
Игра
« Мишка видит сладкие сны»
Цель
игры: развитие
фонематического слуха, звукового анализа, автоматизация звука [ч'], грамматического строя речи.
Оборудование: картинка с изображением медвежонка, контурное изображение облаков с картинками, в названии которых есть звук [ч'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Мишке снятся предметы в названиях, которых есть звук [ ч'], вам нужно найти облака с предметами, в названиях которых есть заданный звук, четко произнести эти слова.
Оборудование: картинка с изображением медвежонка, контурное изображение облаков с картинками, в названии которых есть звук [ч'] и другие картинки.
Ход игры:
1. Мишке снятся предметы в названиях, которых есть звук [ ч'], вам нужно найти облака с предметами, в названиях которых есть заданный звук, четко произнести эти слова.
2. Определить
заданный звук в слове.
3. Составить интересные предложения про
то, что снится мишке.
Игра « Цапля ловит лягушек»
Цель
игры: развитие
фонематического слуха, памяти, слогового анализа, автоматизация звука [ц].
Оборудование: картинка с изображением цапли, контурные изображения лягушек с картинками, в названии которых есть звук [ц] и другие картинки.
Ход игры:
Оборудование: картинка с изображением цапли, контурные изображения лягушек с картинками, в названии которых есть звук [ц] и другие картинки.
Ход игры:
1. Цапле в болоте надо поймать только
тех лягушек, на которых есть предметные картинки звуком [ц]. Четко проговорить
каждое слово.
2. Запомнить 5 лягушек, закрыть глаза и
по памяти их назвать.
3. Отхлопать каждое слово по слогам.
Комментарии
Отправить комментарий