Логопедические сказки

Всем известно, что дети любят сказки. Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов вызывают интерес у дошкольников и младших школьников. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Логопедические сказки можно использовать для системной коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цели работы: развитие связной речи, слухового внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления, обогащение словарного запаса. Материалы логопедов являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом.

Логопедическая сказка "Два друга"

Дифференциация звуков Ш-Ж
                                                             
В одном лесу жили-были два друга: жук Жора и уж Шипик. Как-то солнечным утром встретились они на лесной полянке.
-Шшш…здравствуйте Жора!
- Жжжжжж.. здравствуй Шипик! Куда это ты летишь?
- Завтра в нашем лесу состоится концерт и я буду исполнять там свою песню. Послушай Жжжжжжжж...Ну как?
- Разве это песня?! Послушай лучше мою: Шшшшш...Моя песня лучше твоей!
- Нет ты поешь тихо, тебя никто не услышит, а я громко вот как ЖЖЖЖ...
- Все же моя песня лучше твоей!
- Нет моя!
- Моя!
Так бы они и спорили целый день если бы мимо не пролетала сорока.Покачала она головой и сказала:
- Друзьям не годится ссорится по пустякам! У каждого из вас песня хороша по-своему, спойте лучше вместе!
- И правда, чего это мы ? Давай репетировать!-сказал Жора.
- Давай!-согласился Шипик.
И запели они свои песенки вместе: ШЖ ШЖШЖШЖ...
С тех пор Жора и Шипик больше не ссорились, ведь нет ничего важнее дружбы.

 Логопедическая сказка «Скоро в школу»

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах

Друзья Шипик и Жора скоро пойдут в школу и поэтому они решили хорошенько к ней подготовиться. Жора уже давно сидел на пенечке и ждал Шипика. Шипик опаздывал и, несмотря на это он не спеша, полз к полянке, на которой они договорились встретиться.
Увидев Шипика, Жора вскрикнул: Ты что и в школу будешь опаздывать?
- А что? – сказал Шипик, можно и опоздать и не прийти на уроки! Ведь там так скучно!
- Так нельзя!- сказал Жора, и совсем не скучно в школе, там мы каждый день будем узнавать, что то новое и интересное!
- Ну и чем мы сегодня будем заниматься?- спросил Шипик.
- Мы будем читать! – важно сказал Жора, - посмотри какой у меня красивый букварь!
- Читать!?- удивленно спросил Шипик,- да я не умею…
- Не переживай! Я тебя научу!
И стали они читать вместе: жа-ша, ша-жа,жа-ша, шо-жо, жар-шар, Луша-лужа, ежата-мышата, пушок-лужок.
Шипику так понравилось читать, что он попросил Жору одолжить ему букварь.
Держи!- сказал Жора                          
- Жора, а давай завтра еще позанимаемся, опаздывать я больше не буду , - виновато сказал Шипик.
- Хорошо, Шипик! До завтра!
- До завтра Жора!
Жучок Жора улетел, а Шипик еще долго сидел на пенечке и читал: жа-ша, ша-жа, жа-ша, шо-жо, жар-шар, Луша-лужа, ежата-мышата, пушок-лужок.
Как хорошо, что у меня есть такой друг, как Жора, который мне во всем помогает, подумал Шипик.

 Путешествие язычка

 Автоматизация звука [ Л ]
Лежебока-язычок
Не сидит на месте,
Приглашает вас, ребята,
Путешествовать с ним вместе.
Отправляемся в страну
Под названьем ЛА-ЛО-ЛУ.
Повторяем, произносим
Четко все слова за мной:
ЛАК, ХАЛВА, ПАЛАТКА, ЛОЖКА,
ЛУК, ЛУЖОК, ШАЛУН, ЛУКОШКО,
СТОЛ, ХАЛАТ, СКАКАЛКА, ПЛОШКА,
БЕЛКА, ВОЛК, ЛОПАТА, БЛОШКА.
А теперь не отставай,
Чистоговорки повторяй:
Ла - Ла - ЛА - новая юла
Ло - Ло – ЛО – у нас в доме тепло
Лу – Лу – ЛУ – купил папа пилу
Лы – Лы – ЛЫ – деревянные полы.
Задания:
1)    В словах со звуком [ Л ] определить место звука (начало, середина, конец слова).
2) Разделить слова на слоги.
3) Объяснить значение каждого слова.
4) Придумать предложения со словами.
5) Повторить чистоговорки, придумать свои.

Автоматизация звука [ Р ]
Язычок – любитель сказок -
Сочиняет их, друзья.
Повторять за ним мы будем:
РА-РО-РУ; РЫ-РЭ; РУ-РА.
Вот со звуком [ Р ] считалка:
РУКАВИЧКИ, РАК, ШПОРГАЛКА,
ГРУША, КЕНГУРУ, ТОПОР,
СВИТЕР, РАНЕЦ, СВЕТОФОР,
МОРЖ, ТРОЛЛЕЙБУС, БАРАБАН,
ТИГРЫ, МУРКА, САРАФАН.
Мы со звуком [ Р ] играем
И словечки подбираем:
КАРАНДАШ, КОРАБЛЬ, БРУСНИКА,
КУКУРУЗА, МИР, ЧЕРНИКА,
РОТ, КРЫЖОВНИК, ВОРОБЕЙ,
МУХОМОР, ТРАВА, РУЧЕЙ,
РАК, КАРТИНА, ПОМИДОР,
МУРАВЕЙ, ДРОВА, ЗАБОР.
А теперь не зевай –
Чистоговорки повторяй:
Ра – Ра – РА – во дворе идет игра.
Ра – Ра – РА – высокая гора.
Ра – Ра – РА – глубокая нора.
Ра – Ра – РА – резвится детвора.
Задания:
1)    В словах со звуком [ Р ] определить место звука (начало, середина, конец слова).
2) Разделить слова на слоги.
3) Объяснить значение каждого слова.
4) Придумать предложения со словами.
5) Повторить чистоговорки, придумать свои
.

 Автоматизация звука [ С ]
Язычок путешествовать любит
И всех нас приглашает с собой.
Все слова проговаривать будем
Не спеша, громко, четко с тобой.
САД, САДОВНИК, ПОСАДИТЬ,
СОМ, СОЛОНКА, УГОСТИТЬ,
СУП, СУХАРИК, СУНДУЧОК,
СЫР, ПОСЫЛКА, СТАРИЧОК.
А теперь не забывай,
Чистоговорки повторяй:
Сок – сок – сок – надену я носок
Сок – сок – сок – тепленький песок
Сок – сок – сок – новый поясок
Сок – сок – сок – купили торта кусок
Ёс – ёс – ёс – у нас умный пёс
Ёс – ёс – ёс – мы посеяли овёс
Ёс – ёс – ёс – я маме сумку нёс
Ёс – ёс – ёс – я сладости принёс
Ос – ос – ос – у нас живет Барбос
Ос – ос – ос – он боится ос
Ос – ос – ос – у меня возник вопрос
Ос – ос – ос – я съел абрикос.
Задания:
1)    В словах со звуком [ С ] определить место звука (начало, середина, конец слова).
2) Разделить слова на слоги.
3) Объяснить значение каждого слова.
4) Придумать предложения со словами.
5) Повторить чистоговорки, придумать свои.

 Автоматизация звуков [ З, Зь ].
Язычок наш – лежебока
Никогда не устает.
Он стихи нам сочиняет,
Повторить их предлагает.
Зеленый кузнечик –
Лесной человечек –
Зеленый надел сюртучок.
Зеленые ножки
В зеленых сапожках,
Зеленый на нем колпачок!
В зеленую лапку –
Зеленую скрипку,
В другую – зеленый смычок.
Кузнечик играет,
Язык – отдыхает
И звонкую песню поет:
За – зо – зу – поливаю с мамой розу,
За – зу – зы – стройные берёзы,
Зу – зы – за – у нас новая ваза,
Зы – зо – зу – сам пасу козу.
Задания:
1)    Из стихотворения вспомнить и назвать слова со звуками [ З, Зь ].
2) Разделить слова на слоги.
3) Повторить песенки Язычка, придумать свои.

 Автоматизация звука [ Ж ].
Предлагаю вам играть:
Язык может пожужжать.
Повторяем, произносим
Четко все слова за мной.
ЖАБА, ЖУК, ХОЖУ, ПРОХОЖИЙ,
ЖЕНЯ, ДЖЕМ, ЛЕЖУ, ПОГОЖИЙ,
ЖОРА, ЛУЖА, ЖИР, ЛУЖОК,
ЖАТВА, ЖЕЛУДЬ, ПИРОЖОК.
А теперь не забывай,
Чистоговорки повторяй:
Жа – жа – жа – во дворе большая лужа
Жу – жу – жу – со всеми я дружу
Жу – жу – жу – я в школу (садик) хожу
Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.
А сейчас – не зевай,
Предложенья повторяй!
На полу лежит флажок.
Дети съели пирожок.
Вышли все мы на лужок.
Прибежал к нам пёс Дружок.
Задания:
1)    В словах со звуком [ Ж ] определить место звука (начало, середина, конец слова).
2) Разделить слова на слоги.
3) Объяснить значение каждого слова.
4) Придумать предложения со словами.
5) Повторить чистоговорки, придумать свои.

 Автоматизация звука [ Ш ].
Язычок бежит вперед,
Он играть не устает.
Отправляемся в страну
Под названьем ШЕН-ШЕ-НУ!
Повторяем, произносим,
Все слова со звуком [ Ш ].
ШАГ, ШАЛУН, ШЕПТАТЬ, МЫШОНОК
ШАПКА, ШУБА, ЛЯГУШОНОК
ШЕЛЕСТ, ШАЛОСТЬ, МЫШКА, КОШКА
ШИНА, ШКОЛА, ШЕПОТ, МОШКА.
А теперь не забывай –
Чистоговорки повторяй:
Ша – ша – ша – варится лапша
Шо – шо – шо – готовлю хорошо
Шу – шу – шу – съели всю лапшу
Ши – ши – ши – добавки нет лапши?
Ша – ша – ша – вкусная каша
Шо – шо – шо – говорю я хорошо
Шу – шу – шу – письмо маме напишу
Ши – ши – ши – играют дружно малыши.
Задания:
1) В словах со звуком [ Ш ] определить место звука (начало, середина, конец слова).
2) Разделить слова на слоги.
3) Объяснить значение каждого слова.
4) Придумать предложения со словами.
5) Повторить чистоговорки, придумать свои.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Заикание