Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Многофункциональное игровое пособие для детей с ОНР
«Волшебные дорожки»
   Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Одним из основных приемов коррекции является использование дидактических игр и игровых пособий.
      Чаще всего  основная работа проводится за столом, когда сидит ребенок вместе с логопедом, повторяет определенные слова и играет с картинками и пособиями, лишь изредка поднимаясь для выполнения физкультурных минуток.
       Я предлагаю многофункциональное игровое напольное пособие “Волшебные дорожки”, построенное на сочетании движения, в данном случае шагов, и дидактических игр.
     «Волшебные дорожки» - это самодельное пособие, которое представляет собой длинное напольное полотно ( 3 метра) из плотной бумаги с наклеенными картинками и заданиями, покрытое прозрачной пленкой для возможности многократного использования. Основные картинки – это дорожка из следов ступней ребенка разноцветных цветов, показывающие направление движения и в зависимости от игры символизирующие выполнение заданий определенной направленности и дорожка разноцветных следов «невиданных зверей». Также имеются на игровом поле картинки – «полянки», обозначающие задания и картинки – «цветы» с написанными на них цифрами от 1 до 10. В комплект также входят: мяч, большой кубик с точками от 1 до 6, набор разноцветных карточек, символизирующих определенные задания.

Дидактические игры с пособием «Волшебные дорожки»
1. Игра « Волшебные шаги»
Цели: автоматизация и дифференциация поставленных звуков
Варианты игры:
1) Послушать и повторить предлагаемый автоматизируемый звук, слог, слово, фразу, шагая по следам любой из дорожек. Один шаг – одно проговаривание.
2) Послушать, запомнить и повторить пары (тройки) слогов, слов, словосочетаний, шагая по выбранной дорожке.
3) Попадая на след желтого цвета, проговаривать слог СА, на след красного – слог ША и т.п. ( РА-ЛА, ЧА-ЩА и т.д.)
4) Шагать по цветочкам с написанными цифрами и проговаривать слог, слово столько раз, какая цифра на нем написана.
Шагать можно как в прямой последовательности ( от 1 до 10), так и в обратной и в хаотичном порядке.
    
              2. Игра «Путешествие с мячом»
Цели: автоматизация звуков в словах и в речи, активизация словаря по изучаемым темам, формирование грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза, развитие связной речи.
   Передвигаясь по следам, ребенок с каждым шагом ловит бросаемый логопедом или другим ребенком мяч и отвечает на поставленный вопрос или выполняет необходимое задание.
Игра может проходить в виде соревнования, когда дети по очереди проходят по всем следам волшебной дорожки, и в конце определяется победитель, который не допустил ни одной ошибки.
Варианты дидактических игр, которые можно использовать в этой игре :«Назови слово» (в соответствии с изучаемой темой), « Опиши предмет. Какой он?»                       «Назови слово ласково», « Один-много», «Нет чего?» и многие другие                               
  3.Игра « Ходилки с картинками»
   Около следов раскладываются картинки в зависимости от поставленных целей и задач. В этой игре могут быть использованы все возможные варианты игр с картинками. Ребенок шагает по следам и называет разложенные рядом картинки. Удобнее использовать дорожку с разноцветными следами ступней. 
  
                  4. Игра «Конверты - сюрпризы»
   В игре используются конверты с различными заданиями и кубик с точками от 1 до 6.
  Около определенных следов кладутся конверты с заданиями. Ребенок бросает кубик, который определяет, на какое количество шагов нужно пройти, и выполняет то задание, которое предлагается в конверте.  В конверте могут быть задания с картинками на автоматизацию звуков, на звуковой анализ или синтез, на развитие познавательной деятельности, на совершенствование мелкой моторики (например: выложить из палочек фигуру, нарисованную на листочке, из палочек или из крупы и т.д.).
5.Игра «Путешествие с кубиком по разноцветным следам »
  В игре используется кубик с точками от 1 до 6 и карточки с заданиями в зависимости от поставленных задач: автоматизации звуков или работы по лексическим темам.
  Бросая кубик, ребенок перемещается по разноцветным следам на выпавшее количество точек и выполняет соответствующее цвету задание. Каждый цвет отвечает за определенную категорию.
    
   Использование пособия «Волшебные дорожки» способствует развитию практически всех сторон речевой деятельности, развивает познавательную сферу, общую и мелкую моторик. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логопедические сказки

Заикание