Приемы по выработке орфографической зоркости
1) «Найди опасное место». Произносите слова, а
дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя
доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный
звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то
есть два опасных места;
2) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;
3) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».
2) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;
3) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».
4) Поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Предлагаемые
карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
развивать
орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
самостоятельно
проверить результат работы;
видеть пробелы своих
знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.
Карточка состоит из текста, в
котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ
- это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих
словам с орфограммами. Они то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после
выполнения задания – видит результат своей работы.Рабочие листы второго вида представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов;
5) «Рифмовки –
орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются
рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
6) Приём
«Какография» – исправление учениками умышленно допущенных в текстах
ошибочных написаний.
Условия:
1. предлагать
какографические упражнения в системе;
2. начинать работу с
коллективного исправления ошибок;
3. первоначально
следует предлагать для корректировки слова и предложения, а не целые тексты;
4. исправленные слово
или предложение школьники должны записать в тетрадь правильно.
7) Письмо с
«дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре,
убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы
выделить трудную букву;
8) «Запоминалки»
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши.
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши.
Многократное чтение
«запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт
благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо
легче усваиваются орфографические правила.
Комментарии
Отправить комментарий