Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с нарушением письма и чтения по типу смешанной дисграфии.
Тема: «
Дифференциация согласных Д-Т в слогах,
словах, словосочетаниях и предложениях»
Цель: Формировать умение
дифференцировать звуки [д]-[т], буквы Д-Т изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях и предложениях, правильно обозначать их на письме.
Задачи:
Образовательные:
1.
Сформировать знания о механизмах образования звуков
[д]-[т] и их акустических особенностях.
2.
Сформировать навыки различения звуков [д]-[т] в
словах, в словах, словосочетаниях и предложениях.
3.
Совершенствовать
связи между произносительными и слуховыми образами звуков, между звуками
и буквами, учить дифференцировать графические образы букв.
4.
Отрабатывать навык чтения слогов, слов,
словосочетаний и предложений.
5.
Обогащать словарный запас по теме « Морские
обитатели»
6.
Развивать грамматический строй речи.
7.
Развивать связную речь.
Коррекционно -
развивающие:
1.
Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко -буквенного анализа и синтеза.
2.
Развивать зрительное и слуховое внимание.
3.
Развивать мелкую моторику рук.
4.
Развивать артикуляционную моторику.
5.
Развивать самостоятельность, самоконтроль.
Воспитательные:
1.
Воспитывать положительное отношение к процессу
обучения.
2.
Воспитывать активность и самостоятельность учащихся
на занятии.
3.
Воспитывать чувство товарищества,
доброжелательность.
4.
Формировать интерес к логопедическим занятиям.
Универсальные
учебные действия:
Личностные:
1.
Формировать
положительное отношение к учебной деятельности.
2.
Формировать
интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
1.
Формировать
умения определять цель деятельности на занятии.
2.
Формировать
умения принимать и сохранять учебную задачу.
3.
Формировать
умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
4.
Формировать
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5.
Формировать
умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1.
Формировать
умение слушать, слышать учителя и товарищей на занятии.
2.
Формировать
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.
Уметь
договариваться при выполнении совместной деятельности.
Оборудование
: компьютер
и проектор для демонстрации презентации, индивидуальные зеркала, картинки
детей, смайлики, карточки с заданиями, план дифференциации Д-Т, графическое
изображение звуков, шарики су-джок, цветные карандаши.
Ход занятия:
I.
Мотивация к
деятельности.
- Динь – динь - динь,
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
- Ребята, у вас на партах у каждого по 3
смайлика ( веселый, не веселый и грустный). Какой вам больше нравится, какое у
вас сейчас настроение? Покажите.
Дети поднимают смайлик соответствующий их
настроению на уроке.
II. Актуализация знаний.
Логопед:
-
Дорогие ребята, все вы, наверно, любите приключения и с интересом следите за похождениями
героев книг, кино и мультфильмов. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по морям, скажите, как
оно будет называться тогда?
Дети:
-Морское путешествие.
Логопед:
Кто
знает, как называются люди, которые ищут клад? (Кладоискатели).
Дети:
- Кладоискатели.
Логопед:
-Верно.
Сейчас каждый из вас будет кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно,
поэтому мы будем путешествовать всей командой. Мы отправимся в страну
Логландию, название этой страны в переводе с греческого – логос означает
«слово».
-
А кто у нас будет капитаном и коком, вы узнаете тогда когда расшифруете их
имена. Детям нужно выделить первые звуки в названиях картинок и сделать
звуковой анализ слов. Картинки ( танк, облако, машина, арбуз – Тома; дом, аист,
нитки, иглы, индюк, лампа – Даниил) Даниил – это наш капитан, а Тома – это кок,
который будет нас вкусно кормить.
III. Постановка учебной проблемы,
планирования.
- Скажите, какие
первые звуки в именах детей, назовите тему и цель нашего занятия и какие
учебные задачи мы поставим перед собой.
Дети выделяют первые звуки в именах героев
занятия и проговаривают тему занятия « Дифференциация согласных Д-Т» , называют
цель занятия: учиться различать звуки [д]-[т] в произношении и
буквы д-т на письме, проговаривают задачи.
-Давайте
улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в страну Логландия. Нашим
путеводителем станет карта.
- Давайте вспомним план нашей работы.
Дети называют план дифференциации ,
учитель-логопед вывешивает его на доску.
1. Звук
2. Буква
3. Слог
4. Слово
5. Словосочетание
6. Предложение
IV.Усвоение новых знаний.
1.
Акустико-артикуляционная характеристика звуков.
-
Дети, возьмите зеркала и скажите какое положение принимает язык и губы при
произнесении звуков [д] и[т].
Дети берут в руки зеркала
и смотрят, какое положение принимает язык и губы при произнесении изучаемых
звуков. Отвечают, что рот приоткрыт, язык упирается за верхние зубки. Чем
отличаются при произнесении эти звуки?
-Давайте дадим характеристику изучаемым сегодня
звукам, скажем чем они похожи и чем отличаются.
[ж]-согласный, твердый , звонкий.
[ш]- согласный, твердый, глухой.
2.Сопоставление
звуков с их графическим изображением.
-
Подумайте,
на что похожа буква Д и Т?
- Д – этот домик буква
« Д»
В домике – окошко
Из трубы идет дымок
А в окошке кошка.
- Т- «Т» в антенну
превратилась и на крыше очутилась.
Мнемонический прием.
Написать букву в
воздухе.
V.
Первичное закрепление.
1.Дифференциация
звуков[д]-[т] в слогах.
- Дети решили с вами
поиграть в игру «Повторюша» . Они вам будут называть слоги, вы должны будете их
повторить.
Слоги:
да-та-да, до-то-до, ду-ту-ту-ду, то-до-то-до и т.д.
- Молодцы, вы правильно повторили все слоги!!!
2.
Дифференциация звуков Д-Т в словах.
- Дети посмотрите, кто это?
Дети называют предметы на доске и говорят, что это
морские обитатели.
- Всех их выбросило на берег, им нужно помочь и
вернуть их в море, вам надо отхлопать количество слогов и распределить в разные
столбики, назвать изучаемый звук.
Игра « Помоги морским обитателям».
Игра « Помоги морским обитателям».
Работа у доски.
-Повторим правило, сколько гласных в слове столько и
слогов.
Картинки ( скат, кит, кашалот, касатка, медуза,
звезда, судак)
- Назовите ласково, много предметов, посчитай до 5.
Логопед кидает детям мячик, они называют предметы ласково,
много предметов и считают до 5.
-Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите
число.
3.
Дифференциация букв Д-Т в
словосочетаниях.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите
число.
- Дети, пока мы спасали морских обитателей нас начал
догонять пиратский корабль, чтобы он нас не догнал нам надо выполнить задания.
Нужно составить из слов словосочетания , к словам из
первого столбика подобрать картинки из второго столбика. Вставить букву Д или Т,
подчеркнуть буквы, записать в тетрадь.
- Скажите, как мы будем проверять написание букв? (
нужно подобрать проверочное слово)
Слова 1 столбика: картинки 2 столбика:
Сла…кие утка
…ушистые ягоды
Гус…ая мост
Жел…ый одуванчик
Плавае…. Трава
Речной ландыши
Словосочетания: Сладкие ягоды, душистые ландыши,
густая трава, желтый одуванчик, плавает утка, речной мост.
- Проверьте себя, молодцы! Вы справились с заданием.
Пираты от нас отстали, нам ничего не угрожает.
VI.Физминутка
.
С шариком су-джок.
-
Мальчик-пальчик,
Где
ты был?
(надеваем
кольцо Су Джок на большой палец)
-
С этим братцем в лес ходил,
(надеваем
кольцо Су Джок на указательный палец)
-С
этим братцем щи варил,
(надеваем
кольцо Су Джок на средний палец)
-С
этим братцем кашу ел,
(надеваем
кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С
этим братцем песни пел
(надеваем
кольцо Су Джок на указательный палец).
VII. Парная работа.
1.
Дифференциация букв Д-Т в предложениях.
-
Посмотрите, что впереди перед нами?
Появляется загадочный остров.
- Ребята мы с вами подплываем к острову где спрятаны
сокровища, вам нужно выполнить последнее задание. Нужно собрать в предложении
рассыпавшиеся слова и записать предложение.
Предложения:
1. Наташи,
карандаши, цветные, у .
2. Червей,
Андрей, за, копает, огородом.
3. Двор,
метлой, дворник, подметает.
Дети в парах выполняют задания, читаю по цепочки
получившиеся предложения. Сверяют с образцом.
- Молодцы, все выполненные нами задания привели нас
к кладу.
VIII.
Рефлексия.
- Какую главную задачу мы ставили перед собой на
занятии?
- Чему учились на занятии?
- Как вы думаете,
вы научились различать согласные Д-Т?
- Оцените свое настроение с помощью смайликов.
Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают свое
настроение.
- Ребята, вы все большие молодцы! Хорошо занимались,
работали, отвечали на вопросы, писали, отвечали. Наше занятие окончено.
Комментарии
Отправить комментарий