Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с нарушением письма и чтения по типу смешанной дисграфии.


Тема: « Дифференциация  согласных Д-Т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
Цель: Формировать умение дифференцировать звуки [д]-[т], буквы Д-Т изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, правильно обозначать их на письме.
Задачи:
Образовательные:
1.     Сформировать знания о механизмах образования звуков [д]-[т] и их акустических особенностях.
2.     Сформировать навыки различения звуков [д]-[т] в словах, в словах, словосочетаниях и предложениях.
3.     Совершенствовать  связи между произносительными и слуховыми образами звуков, между звуками и буквами, учить дифференцировать графические образы букв.
4.     Отрабатывать навык чтения слогов, слов, словосочетаний и предложений.
5.     Обогащать словарный запас по теме « Морские обитатели»
6.     Развивать грамматический строй речи.
7.     Развивать связную речь.
Коррекционно - развивающие:
1.     Развивать фонематическое восприятие,  навыки звуко -буквенного анализа и синтеза.
2.     Развивать зрительное и слуховое внимание.
3.     Развивать мелкую моторику рук.
4.     Развивать артикуляционную моторику.
5.     Развивать самостоятельность, самоконтроль.
Воспитательные:
1.     Воспитывать положительное отношение к процессу обучения.
2.     Воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии.
3.     Воспитывать чувство товарищества, доброжелательность.
4.     Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Универсальные учебные действия:
Личностные:
1.     Формировать положительное отношение к учебной деятельности.
2.     Формировать интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
1.     Формировать умения определять цель деятельности на занятии.
2.     Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.
3.     Формировать умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
4.     Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5.     Формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1.     Формировать умение слушать, слышать учителя и товарищей на занятии.
2.     Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.     Уметь договариваться при выполнении совместной деятельности.

Оборудование : компьютер и проектор для демонстрации презентации, индивидуальные зеркала, картинки детей, смайлики, карточки с заданиями, план дифференциации Д-Т, графическое изображение звуков, шарики су-джок, цветные карандаши.


Ход занятия:
I.                   Мотивация к деятельности.

-   Динь – динь - динь,
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
- Ребята, у вас на партах у каждого по 3 смайлика ( веселый, не веселый и грустный). Какой вам больше нравится, какое у вас сейчас настроение? Покажите.
Дети поднимают смайлик соответствующий их настроению на уроке.
II. Актуализация знаний.
Логопед:                                                                                                                                        - Дорогие ребята, все вы, наверно, любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг, кино и мультфильмов. Сегодня я предлагаю вам  отправиться в путешествие по морям, скажите, как оно будет называться тогда?
Дети:
-Морское путешествие.
Логопед:
Кто знает, как называются люди, которые ищут клад? (Кладоискатели).
Дети:
- Кладоискатели.
Логопед:
-Верно. Сейчас каждый из вас будет кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать всей командой. Мы отправимся в страну Логландию, название этой страны в переводе с греческого – логос  означает  «слово».
- А кто у нас будет капитаном и коком, вы узнаете тогда когда расшифруете их имена. Детям нужно выделить первые звуки в названиях картинок и сделать звуковой анализ слов. Картинки ( танк, облако, машина, арбуз – Тома; дом, аист, нитки, иглы, индюк, лампа – Даниил) Даниил – это наш капитан, а Тома – это кок, который будет нас вкусно кормить.

III. Постановка учебной проблемы, планирования.

- Скажите, какие  первые звуки в именах детей, назовите тему и цель нашего занятия и какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Дети выделяют первые звуки в именах героев занятия и проговаривают тему занятия « Дифференциация согласных Д-Т» , называют цель занятия: учиться различать звуки [д]-[т]  в произношении и буквы д-т на письме, проговаривают задачи.
-Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в страну Логландия. Нашим путеводителем станет карта.
- Давайте вспомним план нашей работы.
Дети называют план дифференциации , учитель-логопед вывешивает его на доску.
1. Звук
2. Буква
3. Слог
4. Слово
5. Словосочетание
6. Предложение

IV.Усвоение новых знаний.
1. Акустико-артикуляционная характеристика звуков.
- Дети, возьмите зеркала и скажите какое положение принимает язык и губы при произнесении звуков [д] и[т].                                                   
Дети берут в руки зеркала и смотрят, какое положение принимает язык и губы при произнесении изучаемых звуков. Отвечают, что рот приоткрыт, язык упирается за верхние зубки. Чем отличаются при произнесении эти звуки?
-Давайте дадим характеристику изучаемым сегодня звукам, скажем чем они похожи  и чем отличаются.
[ж]-согласный, твердый , звонкий.
[ш]- согласный, твердый, глухой.
2.Сопоставление звуков с их графическим изображением.
- Подумайте, на что похожа буква Д и Т?
- Д – этот домик буква « Д»
         В домике – окошко
        Из трубы идет дымок
        А в окошке кошка.
- Т- «Т» в антенну превратилась и на крыше очутилась.
Мнемонический прием.
Написать букву в воздухе.        
V. Первичное закрепление.
1.Дифференциация звуков[д]-[т] в слогах.
- Дети решили с вами поиграть в игру «Повторюша» . Они вам будут называть слоги, вы должны будете их повторить.
Слоги:
да-та-да, до-то-до, ду-ту-ту-ду,  то-до-то-до и т.д.
- Молодцы, вы правильно повторили все слоги!!!
2. Дифференциация звуков Д-Т в словах.
- Дети посмотрите, кто это?
Дети называют предметы на доске и говорят, что это морские обитатели.
- Всех их выбросило на берег, им нужно помочь и вернуть их в море, вам надо отхлопать количество слогов и распределить в разные столбики, назвать изучаемый звук.
Игра « Помоги морским обитателям».
Работа у доски.
-Повторим правило, сколько гласных в слове столько и слогов.
Картинки ( скат, кит, кашалот, касатка, медуза, звезда, судак)
- Назовите ласково, много предметов, посчитай до 5.
Логопед кидает детям мячик, они называют предметы ласково, много предметов и считают до 5.
-Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число.
3. Дифференциация букв  Д-Т в словосочетаниях.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число.
- Дети, пока мы спасали морских обитателей нас начал догонять пиратский корабль, чтобы он нас не догнал нам надо выполнить задания.
Нужно составить из слов словосочетания , к словам из первого столбика подобрать картинки из второго столбика. Вставить букву Д или Т, подчеркнуть буквы, записать в тетрадь.
- Скажите, как мы будем проверять написание букв? ( нужно подобрать проверочное слово)
Слова 1 столбика:                       картинки  2 столбика:
Сла…кие                                            утка
…ушистые                                         ягоды
Гус…ая                                              мост
Жел…ый                                           одуванчик
Плавае….                                          Трава
 Речной                                               ландыши        
Словосочетания: Сладкие ягоды, душистые ландыши, густая трава, желтый одуванчик, плавает утка, речной мост.
- Проверьте себя, молодцы! Вы справились с заданием. Пираты от нас отстали, нам ничего не угрожает.
VI.Физминутка .
С шариком су-джок.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).

VII. Парная работа.
1. Дифференциация букв  Д-Т в предложениях.

- Посмотрите, что впереди перед нами?
Появляется загадочный остров.
- Ребята мы с вами подплываем к острову где спрятаны сокровища, вам нужно выполнить последнее задание. Нужно собрать в предложении рассыпавшиеся слова и записать предложение.
Предложения:
1.     Наташи, карандаши, цветные, у .
2.     Червей, Андрей, за, копает, огородом.
3.     Двор, метлой, дворник, подметает.
Дети в парах выполняют задания, читаю по цепочки получившиеся предложения. Сверяют с образцом.
- Молодцы, все выполненные нами задания привели нас к кладу.
VIII. Рефлексия.
- Какую главную задачу мы ставили перед собой на занятии?
- Чему учились на занятии?
- Как вы думаете,  вы научились различать согласные Д-Т?
- Оцените свое настроение с помощью смайликов.
Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают свое настроение.
- Ребята, вы все большие молодцы! Хорошо занимались, работали, отвечали на вопросы, писали, отвечали. Наше занятие окончено.








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логопедические сказки

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Заикание