Формирование предложно-падежных конструкций у детей с ОНР


Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения.
К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматикой родного языка.
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с недоразвитием речи
       По мнению Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, грамматические формы словоизменения, словообразования появляются у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности. Наблюдаются не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, низкий уровень способности к построению предложений. Такие дети часто не могут правильно повторить предложение, состоящее из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи, например: катались на санков (на санках), заботились белкой(о белке ), ухаживали а ежику(за ежиком ).
         Н. С. Жукова отмечает, что при нарушениях развития речи, дети не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (флексий) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультанности и что их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми.
     Следствием нарушений различных сторон речи у детей с речевой патологией могут быть специфические ошибки в процессе чтения и письма у школьников. В частности, а грамматическая дисграфия связана с недоразвитием морфологических и синтаксических обобщений в дошкольном возрасте. Аграмматизмы на письме выражаются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушении падежных конструкций, нарушении согласования и т.д. Отмечается также нарушение синтаксического оформления речи: трудности конструирования сложных предложений, пропусках членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении. Так в письме детей с ОНР распространены ошибки на пропуск или замену предлогов или слияние предлогов с существительными и местоимения.
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Коррекционная работа по формированию предложно – падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Целью коррекционно-логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами и словосочетаниями. Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно – падежных конструкций используется практический, наглядный и словесный методы обучения в строгом соблюдении основных дидактических методов. Реализация предполагает использование следующих форм работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, занятий по рисованию, физкультуре, в часы досуга, что требует тесной взаимосвязи работы учителя-логопеда логопеда и учителя.
Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктует практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.
При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.
Виды заданий на начальном этапе работы с предлогами .
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например:
1. Логопед даёт детям “усечённое” задание:
- Положи кружок ... стол, а грибок ... стул.
И спрашивает:
- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: “положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?
Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
2. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.
3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщённого значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).
При этом логопеду следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом.
Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причём внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.
После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии.

Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.
Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие “маленькие” слова надо изменить?
Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш и т.д.), предложить самостоятельно продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из “маленьких” слов - НА, ПОД. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.
Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.
С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:
1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: “Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?” Ребёнок должен показать соответствующую картинку.
2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: “Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал”, “Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу”, “достань игрушку из шкафа, из-под шкафа” и т.д.
3. Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребёнок подаёт тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит В коробке (на коробке, около)”.
4. Игра “Правильно подними карточку”.                         
Логопед называет словосочетания с предлогами (напр., с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:
1. “Маленькое слово”
Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.
Логопед вызывает одного из детей и даёт ему задание: “ Положи кубик на стол. (Ребёнок выполняет задание
Затем даются инструкции другому ребёнку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.
2. Игра “Куда села муха?”
Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.
Логопед держит в руке игрушку-муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села муха?”.
Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.
3. По теме ягоды и грибы «Где сидит улитка?»
4. По теме деревья «Куда упал листик?» (предлог на)
5. Предлог «С» Подул осенний ветер, откуда слетели листья?»
(по этим же картинкам)
6 . “Посмотри и назови”
Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.
Лото «Где сидит лягушонок?» по теме овощи.
Назови, где сидит лягушонок и закрой картинку, соответствующей схемой предлога.
7. “Кубик”
На гранях кубика нарисованы схемы предлогов (или написаны сами предлоги). Дети кидают кубик. Какой предлог выпадет на верхней грани,  на такой и придумывают предложения.
8. «Придумай предложения» Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:
Взрослые предлагают ребёнку внимательно посмотреть на картинки. При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:
Птица села на ветку.
Птица свила гнездо на ветке.
Птица уселась набольшую ветку.
Птица сидит на ветке и поёт и т.п.
Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребёнка были оба опорных слова, а также предлог .
9. Игра “Кто, где живёт?”
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В ).
Дети соединяют пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: ”Кто где живёт?”.
- Лиса живёт в норе.
- Медведь живёт в берлоге.
- Белка живёт в дупле.
- Волк живёт в логове.
- Собака живёт в конуре.
- В чём варят суп?
- Суп варят в кастрюле.
- В чем носят воду из колодца?
- Воду носят в ведре.
- В чем кипятят воду?
- В чем хранят сахар?
- Сахар хранят в сахарнице.
Аналогичным образом проводится игра “Где что лежит?”
- Где лежит хлеб?
- Хлеб лежит в хлебнице.
- Где (на чём) жарится рыба?
- Рыба жарится на сковороде.
10. Игра “Где что растёт?”
Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом.
Соедини пары картинок. (Овощи  растут на огороде. Шишки растут на ёлке. Фрукты растут на деревьях. Цветы на клумбе. Опята на пеньке. Жёлуди на дуде).
покупают?” (лекарство, хлеб, газеты, молоко),
“Где что хранится?” (посуда, одежда, книги).
11. Цель: уточнить для ребёнка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.
Взрослые рассказывают малышу о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котёнок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котёнком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят малыша посмотреть вокруг , подумать , представить и рассказать: под что мог залезть котёнок Тишка? При этом он просит “нажимать” на “маленькое слово ПОД”. Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже , с тем, чтобы ребёнок сам образовывал предложно-падежные конструкции . Например:
- а если это был забор? (Ответ ребёнка: Тишка залезал под забор)
-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо.) После того как малыш правильно составит 10-12 предложений и в каждом из них выделит голосом “маленькое слово ПОД”, можно повторить и заучить правило
Маленькое слово ПОД появляется тогда,
когда предмет находится внизу .
12. Предлоги ПОД и ИЗ-ПОД.
Цель: Дифференциация предлогов под и из-под и их применение в речи.
Игра «Кто, где спрятался?»
Тема насекомые. Сказка «Муха-цокотуха».
Куда спрятались насекомые от паука?
Откуда выползали насекомые?
13. “Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”
Цель: закрепление предложных конструкций.
Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки (рис.5) и просит ответить на вопрос: ”Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”. Например:
- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин ...)
- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз...)
14. “Игра в поезд”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.
На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:
-Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.
Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие “вагоны”. Например, картинка “Мяч лежит на стуле” помещается во второй вагон, а картинка “Туфли стоят под стулом” - в третий вагон. И т.д.
15. Определить, применительно к каким предметам используются слова.
Цель: закрепление родительного падежа существительных
с предлогом У.
Предлагаются вопросы “у кого? у чего?”.
Ручка - у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
Язычок - у человека, у ботинка.
Ножка - у стула, у ребёнка, у гриба.
16. Игра «Собери предложение»
Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.
Составить предложение из заданных слов.
Например:
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
17. “Что без чего”
Цель: закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ).
На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задаёт вопрос: «Что без чего?”
- Стул без ножки.
- Стул без спинки.
- Кастрюля без ручки.
- Платье без рукава.
- Кофта без пуговиц.
- Ботинки без шнурков.
- Машина без колеса.
- Шуба без воротника.
- Чайник без носика.
- Расчёска без зубчиков.
- Грузовик без фары.
Дети отвечают на вопрос логопеда, выделяя голосом предлог БЕЗ
18. Игра “Где мы были, что видели?”
Цель: закрепление употребления предлогов (В, НА, ПОД, У и др.)
В процессе игры используются сюжетные картинки “Огород”, “Сад”, “Лес”, “Зоопарк». Логопед обращается к детям с вопросами: «Где ты был? Что видел?”
Примерные ответы:
- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков ...
- Я был в зоопарке. Видел тигра, волка, обезьян ...








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логопедические сказки

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Заикание