"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
До
двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее
жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые
молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка:
к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500
слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них
еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален,
и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество
можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не
только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После
двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще
сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся
смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются
или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно
произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что
дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.
Поэтому
родителям в это время необходимо уделять больше внимания развитию слухового
внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым
днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать,
потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от
воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более
младшего возраста, является общение со взрослыми и речь взрослых.
Развивая
речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно
больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были
подкреплены живыми образами, конкретным содержанием.
А для
этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с
реальным миром вещей, явлений, событий.
Необходимо,
чтобы Ваш малыш то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими
ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его
личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего
мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные
действия с предметами и вещами.
В этот
период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело
задает взрослым вопрос: «Что это»?
Пользуйтесь
этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом,
накапливая его пассивный словарь.
В норме к
концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и
пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)
хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько
владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно,
рассказать о том, что видел или слышал.
С ребенком
2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его
зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому
назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит
вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще
рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом,
обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать
ребенку образец правильной речи.
Особые рекомендации
специалистов по развитию речи детей 2-3 лет:
С большим
удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.
Рассказ
должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и
рассуждениями.
Взрослые
знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские
переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и
родному языку.
Малышам
нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку
образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не
обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда
запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая
картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит
перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот
предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.
Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваш
малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).
Чаще
обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте
наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок
рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он
рисует.
На
третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи
глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.
Помогайте
ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает
малыш.
Постепенно
вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как
можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для
разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из
двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко
ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с
существительными.
В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по
аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких
случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное
в правильном варианте.
В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают
самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не
развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него
самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.
Больше возможности для развития речи открываются во время
прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или
пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для
разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не
общению со своими знакомым.
Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом
общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за
индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.
Комментарии
Отправить комментарий