Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке звуков



«Без речи нет ни сознания, ни самосознания».
Л.С. Выготский
 
        Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

          В последние годы наблюдается рост числа дош­кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз­вития. Цепочка неблагоприят­ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
        Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития.
Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
          Работа по постановке звука очень длительная и кропотливая, ее можно сравнить с постройкой дома, где:
фундамент -  развитие  мелкой моторики;
стены дома  -развитие фонематического слуха;
                      -развитие правильного речевого дыхания;
                      - развитие артикуляционного аппарата;
                      -постановка звука.
Завершает весь процесс и является крышей дома - автоматизация звука.
Все части тесно взаимосвязаны и не возможны друг без друга. Если пропустить хоть один из этапов, результат,  к которому стремимся, может не получиться.
       
           А сейчас рассмотрим более подробно каждый из этапов, по которым ведётся работа на примере  постановки звука Р.



Работа над развитием мелкой моторики

      Развитие речи детей тесно связано с развитием  мелкой  моторики. Именно поэтому ее развитие должно занять прочное место в занятиях с ребенком.
1.                     Массажный мяч.
1)                    Я мячом круги катаю,(круговые вращения шариком по ладошке)
2)                    Взад-вперед его гоняю.(катаем шарик вверх-вниз)
3)                    Им поглажу я ладошку,(гладим ладошку правой руки)
4)                    Будто я сметаю крошку,(гладим ладошку шариком (сметаем крошки)с левой  руки)
5)                    И сожму его немножко(сжимаем шарик в правой руке)
6)                    Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой  руке)
7)                    Каждым пальцем мяч прижму,(поочереди прижимаем пальчики к шарику)
8)                    И другой рукой начну.
2.                     Су-джок терапия.
Инструкция: колечки катать по пальчикам — от подушечек к основанию и обратно.
№1.
Правая рука
·  Этот малыш – Илюша, (большой)
·  Этот малыш – Ванюша, (указательный)
·  Этот малыш – Алеша, (средний)
·  Этот малыш – Антоша, (безымянный)
·  А меньшего малыша  
     Мишуткою  зовут друзья  (мизинец)
Левая рука 
·  Это малышка – Танюша, (большой)
·  Это малышка – Ксюша, (указательный)
·  Это  малышка – Маша, (средний)
·  Это малышка – Даша, (безымянный)
·  А меня зовут Наташа  (мизинец)

3.                     Шар с резинками.
4.                     Прищепки.

Развитие фонематического слуха

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.


Услышишь – хлопни
 1)Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).
2)Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота; ). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

         Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.


Развитие правильного речевого дыхания

          Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С  детьми ежедневно необходимо проводить  упражнения для развития речевого дыхания.
Упражнения для речевого дыхания
Существует несколько условий при выполнении этих упражнений:
-воздух набирать через нос,
-плечи не поднимать,
- выдох должен быть длительным и плавным,
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
1.                     Сдуть ватку с кончика носа.
2.                     Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
3.                     Надуем шарик, не раздувая щеки.
4.                     Вертушки, задувание свечи и т.д.

Следующий этап это-работа по развитию артикуляционного аппарата

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. 
Сейчас мы постараемся выполнить артикуляционную гимнастику для постановки звука Р.
             Начнем с упражнений для губ.
1.                     Упражнение «Уголки» Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно как для поцелуя). На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо. На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремиться то к правому, то к левому уголкам губ.
·  Упражнение «Вертикаль» На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу. На счет «два» - «пятачок» двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.
·  Упражнение «Круги» Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
·  Упражнение «Расческа» На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу. На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу. Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.
·  Упражнение «Вибрация» Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у. На каждый счет – выдох с вибрацией.

2.                     Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
3.     Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ.
4.                     Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.

Главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!
Поэтому следующие артикуляционные упражнения  для языка.
1.                     Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
2.                     Упражнение «Качели». Пытаемся дотронуться языком до носа, и зафиксировать  данное положение, а потом до подбородка..
3.                     Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
4.                     Упражнение «Блинчик». Вытянуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Язык лежит спокойно.
5.                     Упражнение «Чашечка». Вытянуть широкий язык и загнуть его края вверх в виде чашки.
6.                     Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
7.                     Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу(язык присасывается)и удержать в таком положении под счет от 1 до8.
8.                     Упражнение «Моторчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Джинь джинь. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется.

Постановка звука [р]

  Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, развитием речевого дыхания, фонематического слуха,  а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Моторчик».
При постановке звука используем логопедический зонд, либо свой палец и напальчник.Делаем упражнение " Моторчик", затем пальцем или зондом начинаем разбалтывать под языком.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логопедические сказки

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Заикание