Рекомендации для родителей по развитию речи детей от года до трёх.

1.Общение.
-При общении с ребёнком выработайте партнёрские отношения,используйте повествовательно-вопросительную форму общения.
-Сделайте свои интонации разнообразными,эмоционально выразительными.
-Обращайтесь к ребёнку по имени.
-Обращаясь к ребёнку,давайте ему время для обдумывания возможного ответа.
-Лучший способ общения-"лицо-к лицу",чтобы ребёнок следил за движениями губ,мимикой.
-Сопровождайте словами всё,что делаете.
-Поощряйте произнесение ребёнком новых звуков,слов.
-Больше играйте с ребёнком,используя игрушки,игры,подражания.
-Называя предметы,обязательно показывайте их ребёнку.
-Поощряйте ребёнка к выполнению просьб.
-Побуждайте ребёнка к речевому способу выражения;не потакайте его желаниям.
-Обязательно отвечайте на вопросы ребёнка.
-Задавайте ребёнку вопросы в альтернативной форме("Тебе сок или молоко?").
В разговоре с ребёнком используйте простые слова и фразы.
-Произносите слова чётко,не "сюсюкайте".
-Не наказывайте ребёнка за отказ от речи.

-Будьте последовательны в своих требованиях.
2.Мелкая моторика
Развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием речи и мышлением,поэтому:
-С раннего возраста выполняйте массаж пальчиков,воздействуя тем самым на активные точки головного мозга.
-Выполняйте простые пальчиковые упражнения,сопровождаемые стихотворными текстами(например "Сорока","Этот пальчик-дедушка","Ладушки"...)
-Приобретите в магазине книгу из цикла"Развиваем пальчики-учимся говорить",в которой задания даются системой и с усложнением.
-Не забывайте о навыках самообслуживания(застёгивание и расстёгивание пуговиц,завязывание шнурков..)
-Катайте пальчиками камешки,мелкие бусины,шарики,рвите бумагу на мелкие кусочки,разминайте тесто,пластилин.
-Двумя пальцами(указательным и средним) "ходите по столу",сначала медленно,потом-быстро(вперёд,назад,левой,правой руками).


Барабаньте всеми пальцами обеих рук по столу.
-Машите в воздухе только пальцами.
-Хлопайте в ладоши тихо и громко в разных темпах.
-Нанизывайте крупные пуговицы,шарики,бусины на нитку.
-Завязывайте узлы на верёвке,шнуре.
-Играйте с конструктором,мозаикой,кубиками.
-Складывайте матрёшки.
-Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак.
-Складывайте из спичек фигурки,складывайте спички обратно в коробку(по одной).
-Рисуйте на столе каждым пальчиком фигурки(треугольники,палочки,кружочки).
3.Артикуляционная гимнастика и мимическая мускулатура.
-Готовьте артикуляционный аппарат ребёнка к произношению звуков различной степени сложности.
-Научите ребёнка широко открывать рот и показывать язык.
-Ежедневно выполняйте с ребёнком упражнения перед зеркалом:
  Покусайте язычок по всей длине зубками.
  "Почешем"язычок зубками(по всей длине).
  Сделайте язычок широким,узким.
  Оближите нижнюю губу,затем верхнюю.
  Потяните язык к ушку,потом к другому,ко лбу,к подбородку.
  Попытайтесь почистить верхние зубки языком.Потом-нижние.
  "Иголочка".
  "Горка".
  "Часики".
  Языком поколоть щёчку,катать шарики".
  "Лакомка"-вылизывать в разных направлениях блюдце,пиалу.
  "Заборчик".
  "Лошадки".
  "Индюки".
-Приобретите а магазине книгу "Артикуляционная гимнастика".
Для развития мимической мускулатуры используйте упражнения:
  Поднимите брови вверх(удивление)
  Нахмурьте брови(сердимся)
  Прищурьте один глаз,потом другой,потом попеременно.
  Надувайте щёки(хомячок).
  Втягивайте щёки(худышка).
  Вытягивайте губы(слоник) и т.д.
Полезно "кривляться" перед зеркалом,изображая различных животных(акула,жираф,обезьяна..)
Можно выполнять простой массаж по типу лицевого.
4.Дыхание.
-Увеличивайте объём дыхания ребёнка.
-Купите мыльные пузыри,свистки,шарики,дудочки.
-Можно задувать свечи,дуть на "горячий чай",и т.д.
-Пропевайте с ребёнком гласные звуки:А,О,У,И,Э(с ударением и без).
-Не забывайте,что главной задачей этого этапа есть пополнение словарного запаса.
-Не сравнивайте своего ребёнка с другими, а отмечайте его сегодняшние успехи по сравнению со вчерашним днём.Заведите тетрадку,в которой будете отмечать новые слова,новые звуки,фразы,новые интересы и т.д.

-Усвоение грамматических норм,правильное звукопроизношение,развитие связной речи - длительный многоэтапный процесс.
-Оцените динамику речевого развития ребёнка через полгода.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логопедические сказки

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Заикание