Консультация для родителей «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми
проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и
преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане
является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В
течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными
закономерностями языка. Что же ребенок должен уметь к 3-м годам? Словарный
запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов. Ребенок практически не использует
звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту). Он
умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р,
ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка;
по падежам, нет игрушки). Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой
сказки. Задает много вопросов (возраст почемучки). Употребляет все части речи:
существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие. Ребенок
проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками. Говорит:
здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо. Это показатели нормального
развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом
развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при
временной задержки речи. Задержка речевого развития – замедленное развитие речи
у детей до 3-х лет.
Либо гипервозбудимы, либо пассивны. Внимание таких детей
неустойчивое, ребенок быстро отвлекается. Игровая деятельность носит
монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в
игре). Мелкая моторика рук развита слабо. Артикуляционная моторика развита
слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком. Они ориентируются
в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама,
баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный. Они не
могут передать интонацию слова. Интересной особенностью их речи является
стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя). Существительные
произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука —
кукла). Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в
детском саду и дома. Я приготовила для вас рекомендации по развитию речи детей
3-го года жизни: Обогащение словарного запаса. Старайтесь давать определение
предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба,
называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их
можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно». На прогулках обращайте
внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их
названиями. Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем
красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую. Знакомьте детей со
словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный,
овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные. Расширяйте понятие размера
словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки
окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий
куст. В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные
свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие
носки, чистые руки. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов –
действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с
использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из
ведра воду вылили. Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим
(н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные
игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание
речи, общая моторика, координация движений. Развитие грамматического строя
речи. Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом
возрасте. Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к
сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок?
С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными
предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем. Большое внимание следует
уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи
интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал
со стола. Развитие связной речи. В этом возрасте можно говорить лишь о
подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном
рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали,
обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть
голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой
мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка
должна находится в руках у ребенка. Обязательно нужны упражнения мышц
артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью
укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более
четко. Развитие дыхания. Не маловажную роль в развитии речи играет правильная
постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки,
шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.
Пальчиковая гимнастика. Очень
важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с
речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается
слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции. Этот пальчик –
дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – я Вот и вся моя семья. Очень полезно загадывать детям загадки,
они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно
развитие речи. Хитрая плутовка – рыжая головка Пушистый хвост краса Кто это? –
лиса Встает на заре Поет во дворе На голове гребешок Кто же это? – петушок Какие
книги читать ребенку. Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка
большого формата с крупными красочными картинками. Правила для родителей читать
ребенку каждый день! Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:
«Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха —
цокотуха».
Комментарии
Отправить комментарий