Знакомство со строением артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения для постановки звука [р].

Тема:  Знакомство со строением артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения для постановки звука [р].

Цели:  
1. Научить сравнивать неречевые и речевые звуки;
2. Развитие фонематического слуха;
3. Познакомить со строением артикуляционного аппарата;
4. Наблюдать за деятельностью речевого аппарата;
5. Развивать  артикуляторную моторику, уточнить артикуляцию          звука [р].

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, ватные шарики.

Ход урока:
1.     Орг. момент

- Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Закройте глаза и послушайте (шорох бумаги, стук указки и т.д.). Назовите, что вы слышали.
Затем логопед произносит звуки «а-а-а», «ш-ш-ш».
-Что я произнесла? (звуки). Это звуки разного происхождения. Одни звуки исходят от действий с различными предметами, а другие мы издаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы.

2. Сообщение темы урока

- Зачем нам нужна речь? Речь необходима людям, чтобы общаться в быту и труде, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. А кто вам передает свои знания и опыт? Представьте на минутку, что вы по какой-то причине не можете говорить, и вы поймете всю трудность своего положения. Сегодня мы с вами поговорим о том, какие органы речи участвуют в образовании звуков речи.

3. Знакомство со строением артикуляционного аппарата

- Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается, она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразование и дыхание. Сейчас мы с вами попадем в домик, в котором живет самый главный орган нашей речи.
-За алыми губами, за белыми зубами жил-был Веселый язычок. Его домиком был рот.

Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин-язычок,
Он удобно в доме лег.
Широко открыть рот.

В этом доме две стены.
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
Надувать и втягивать щеки.
Пол есть тоже в доме нашем,
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
Вращать нижнюю челюсть.
Потолок вверху, внутри
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу.
- В каждом домике есть дверца. И у этого домика, где живет язычок, тоже есть дверца, и даже не одна. Первая дверца - губы, а вторая дверца - зубы.
Двери – губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
-Все эти органы речи участвуют в образовании звуков речи, все они находятся в ротовой полости. И даже полость носа участвует в образовании звуков речи. Попробуйте произнести звуки [м], [н], зажав нос,- не получится.
-Еще, у нас с вами есть голосок! Он тоже живет в домике. Только у него свой домик, там, где шея! Иногда голосок спит и тихонько по-разному посапывает, его и не слышно [с], [ф]. А когда голосок проснется, он песни поет, да так громко, что стенки домика начинают дрожать [з], [в]. (к горлу приложить руку). Вот мы и узнали, какие органы речи помогают нам говорить. Назовите их. 


4. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука [р]

-Сегодня мы будем учиться произносить правильно звук [р], для этого мы выполним с вами ряд артикуляционных упражнений.
1. «Лошадка».
Поспешил на ипподром,
на лошадку сел верхом.
2.     «Грибок».

Язычок остановился,
 В гриб на ножке превратился.
3. «Вкусное варенье».
Надоели превращенья,
Лижет язычок варенье.
3.     «Гармошка».
Язычок  остановился.
В гриб на ножке превратился.

4.     «Индюк».
5.     «Белочка».
6.     «Муха».
7.     «Пулемёт».
8.     «Болтушка».
Дыхательные упражнения

1.     Подуть на широкий высунутый язык.
2.     Сдуть снежинку.

При произношении звука [р]
- губки свободны;
- зубки сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;
- посередине язычка идет теплая воздушная струя;
- горлышко «работает».

5. Итог занятия.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логопедические сказки

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Заикание