Знакомство со строением артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения для постановки звука [р].
Тема: Знакомство со строением артикуляционного
аппарата. Артикуляционные упражнения для постановки звука [р].
Цели:
1. Научить сравнивать неречевые и речевые звуки;
2. Развитие фонематического слуха;
3. Познакомить со строением артикуляционного аппарата;
4. Наблюдать за деятельностью речевого аппарата;
5. Развивать
артикуляторную моторику, уточнить артикуляцию звука [р].
Оборудование: индивидуальные
зеркала, предметные картинки, ватные шарики.
Ход
урока:
1.
Орг.
момент
-
Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Закройте глаза и
послушайте (шорох бумаги, стук указки и т.д.). Назовите, что вы слышали.
Затем
логопед произносит звуки «а-а-а», «ш-ш-ш».
-Что
я произнесла? (звуки). Это звуки разного происхождения. Одни звуки исходят от
действий с различными предметами, а другие мы издаем органами речи, специально
для этого приспособленными. Это очень важные органы.
2.
Сообщение темы урока
-
Зачем нам нужна речь? Речь необходима людям, чтобы общаться в быту и труде,
чтобы передавать свой жизненный опыт другим. А кто вам передает свои знания и
опыт? Представьте на минутку, что вы по какой-то причине не можете говорить, и
вы поймете всю трудность своего положения. Сегодня мы с вами поговорим о том,
какие органы речи участвуют в образовании звуков речи.
3.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата
-
Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается,
она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у
человека органы приема пищи, голосообразование и дыхание. Сейчас мы с вами
попадем в домик, в котором живет самый главный орган нашей речи.
-За
алыми губами, за белыми зубами жил-был Веселый язычок. Его домиком был рот.
Открываем
ротик-дом.
Кто хозяин в
доме том?
В нем
хозяин-язычок,
Он удобно в
доме лег.
Широко
открыть рот.
В этом доме
две стены.
Это щеки нам
видны.
Могут стены в
дом втянуться,
А потом, как
шар, раздуться.
Надувать
и втягивать щеки.
Пол есть тоже
в доме нашем,
Челюсть
нижнюю покажем.
Эта челюсть
нижняя
В домике
подвижная.
Вращать
нижнюю челюсть.
Потолок
вверху, внутри
Это нёбо.
Посмотри.
Можно к нёбу
прикасаться,
Постучать и
там остаться.
Широко
открыть рот. Погладить языком по нёбу.
-
В каждом домике есть дверца. И у этого домика, где живет язычок, тоже есть
дверца, и даже не одна. Первая дверца - губы, а вторая дверца - зубы.
Двери – губы
гибкие.
Могут стать
улыбкою.
Могут в
трубочку собраться,
После снова
улыбаться.
Растянуть
губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
Вход в дом
двери запирают.
Двери разные
бывают.
Двери-зубы.
Осторожно.
Закрываются
надежно.
Широко
улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
-Все
эти органы речи участвуют в образовании звуков речи, все они находятся в
ротовой полости. И даже полость носа участвует в образовании звуков речи.
Попробуйте произнести звуки [м], [н], зажав нос,- не получится.
-Еще,
у нас с вами есть голосок! Он тоже живет в домике. Только у него свой домик,
там, где шея! Иногда голосок спит и тихонько по-разному посапывает, его и не
слышно [с], [ф]. А когда голосок проснется, он песни поет, да так громко, что
стенки домика начинают дрожать [з], [в]. (к горлу приложить руку). Вот мы и
узнали, какие органы речи помогают нам говорить. Назовите их.
4.
Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука [р]
-Сегодня
мы будем учиться произносить правильно звук [р], для этого мы выполним с вами
ряд артикуляционных упражнений.
1.
«Лошадка».
Поспешил на
ипподром,
на лошадку
сел верхом.
2.
«Грибок».
Язычок
остановился,
В гриб на ножке превратился.
3.
«Вкусное варенье».
Надоели
превращенья,
Лижет язычок
варенье.
3.
«Гармошка».
Язычок остановился.
В гриб на
ножке превратился.
4.
«Индюк».
5.
«Белочка».
6.
«Муха».
7.
«Пулемёт».
8.
«Болтушка».
Дыхательные упражнения
1.
Подуть на широкий
высунутый язык.
2.
Сдуть снежинку.
При
произношении звука [р]
-
губки свободны;
-
зубки сближены, но не соприкасаются;
-
кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;
-
посередине язычка идет теплая воздушная струя;
-
горлышко «работает».
5.
Итог занятия.
Комментарии
Отправить комментарий